В чем разница между мерчем, сувенирной продукцией и брендом
Мерч и сувенирная продукция — близкие, но не тождественные понятия. Разбираемся, чем корпоративная атрибутика отличается от сувениров и как она связана с понятием бренда.
Что такое мерч
Мерч — это брендированная продукция с символикой компании. Худи с логотипом бренда, ленты-ремувки, стикеры, которые можно крепить на футболки, толстовки и даже рюкзаки — вариантов много. Их объединяет смысл. Мерч — это часть культуры бренда и реклама одновременно. Почти как баннер, только на человеке. Выглядит естественно, привлекает внимание, запоминается надолго. Конечно, при условии, что худи или рюкзак сделаны качественно.

Одежда с логотипами и стикерами нужна не просто для красоты: хороший мерч приносит пользу, отлично выглядит, им удобно пользоваться, а еще он информативен и универсален. Например, объемное худи с капюшоном незаменимо для пятничного кэжуала в офисе, спасет от холода при долгих перелетах, станет «формой» компании на конференции. А еще можно снять с него брендированные стикеры или заменить их нейтральными — и пойти гулять в парк, не переодеваясь после работы.
Мужчина в черном худи со сменными стикерами
Базовое худи со сменными стикерами для Ozon Tech
Мы уже писали о том, каким бывает мерч и как сделать классные брендированные вещи для бизнеса — читайте, чтобы узнать подробнее — https://stickpeek.ru/blog/chto_takoe_korporativnyj_merch
Чем мерч отличается от сувенирной продукции
Мерч легко спутать с сувенирной продукцией. На первый взгляд они похожи: и то, и другое — предметы с логотипом, в фирменных цветах. Но смысл, цели и задачи у мерча и сувенирной продукции разные.

Какие задачи выполняет мерч

Брендированные фирменные вещи «работают» для тех, кто их видит, и для тех, кто их носит. Потому что мерч — это не просто футболка с логотипом. Это часть корпоративной культуры, которая формирует связь с компанией.
Девушка, одетая в фирменные худи, улыбается
Худи с патчами от StickPeek выполняет сразу несколько задач
С помощью мерча организации решают несколько задач.
  • Продвигают свой бренд. Сотрудники, которые носят худи со стикерами или рюкзаки, становятся амбассадорами компании. Их видят окружающие, замечают логотип, название организации. Узнаваемость повышается. За неофициальное промоутерство не нужно платить — еще и экономия.

  • Транслируют ценности. При помощи брендированных вещей компания может нести свои принципы и приоритеты в мир — например, делать исключительно экологичные кружки или дождевики из переработанных материалов.

  • Повышают прибыль. Мерч можно дарить, но можно и продавать — так, например, делают Т-Банк, Сбер и Яндекс.

  • Мотивируют сотрудников. Во «ВсеИнструменты» брендированные худи с патчами можно купить только в корпоративном магазине компании за внутреннюю валюту. Ее получают за карьерные достижения — получается, мерч сподвигает на развитие.

  • Укрепляют связь с аудиторией. Работники, клиенты, партнеры связаны с брендом. Приветственный подарок новому коллеге, презент партнеру, маленькие приятности для клиента повышают лояльность. Отдельный мощный ход — мерч с внутренними шутками, которые понятны только причастным. Как у Ozon Tech, например. Худи с такими стикерами сразу создает ощущение круга «для своих» — и это приятно.
Множество съемных стикеров с шутками и фразами для худи, футболок и толстовок
Съемные стикеры для Ozon Tech

Какие задачи выполняет сувенирная продукция

Когда новый сотрудник приступает к делу, важно оказать ему всяческую поддержку, поднять боевой дух и выдать необходимую на первое время информацию. Как с этим справляется пакет новичка:
Задача сувенирной продукции — рекламировать компанию или продукт. Поэтому классическая сувенирка редко бывает оригинальной. Для нее важны не ценности компании, а универсальность. Например, ручки с логотипом подойдут для клиентов, партнеров, станут раздаточным материалом на конференции, да и сотрудники смогут пользоваться ими в офисе.

Примеры сувенирной продукции:
  • кружки;
  • шоперы;
  • календари;
  • пауэрбанки и т. д.
Главное отличие от мерча — отсутствие персонализации. В сувениры не закладывают корпоративные ценности, внутренние шутки и отсылы, которые поймут только посвященные в жизнь или хотя бы продукт компании. Заработать на сувенирах сложно: вещи, подходящие всем, редко пользуются спросом за деньги — если речь о бизнесе, а не об Эрмитаже или модной рок-группе.
Чем мерч отличается от бренда
Еще одно понятие, которое часто смешивают с корпоративной продукцией — бренд. Разберемся, что оно значит и чем мерч отличается от бренда.

Бренд — это образ. Он складывается из представлений, ассоциаций, эмоций, ценностей продукта или услуги. Бренд нельзя измерить и потрогать, но можно представить. Например, если вспомнить название Apple, у потребителя появятся определенные ассоциации: iPhone, яблоко, премиальность, Стив Джобс в черной водолазке.

Логотип, название, слоган, брендбук, фирменные шрифты и палитра — все это физические составляющие бренда. Мерч — тоже. Это конкретные вещи: зонты, дождевики, толстовки со сменными патчами, сумки, кроссовки. С брендом они ассоциируются благодаря оформлению и использованию элементов фирменного стиля.
Примеры удачного мерча
Примеров в практике StickPeek накопилось немало. Делимся особенно удачными кейсами.

Хантинг кандидатов с помощью мерча

Компания «Черкизово» с помощью свитшотов с NFC-метками от StickPeek хантит кандидатов на выставках и других внешних мероприятиях. Одежда в фирменных цветах привлекает внимание, приветливые рекрутеры рассказывают об организации. Не упустить соискателя помогают технологии.
Представители компании «Черкизово» в фирменных свитшотах
Представители компании «Черкизово» в фирменных свитшотах со сменными стикерами StickPeek

NFC-метка на рукаве упрощает контакт: чтобы перейти на карьерный сайт и узнать о вакансиях, достаточно отсканировать чип телефоном.
NFC-чип на рукаве свитшота
NFC-чип на рукаве свитшота упрощает взаимодействие

Трансляция ценностей

В финтех-компании НСПК брендированный мерч делали к 10-летнему юбилею. Дизайн свитшотов и стикеров сделали так, чтобы подчеркнуть: каждый сотрудник — часть команды, объединенной целями и ценностями. Они совпадают, даже если люди работают над разными проектами.
Человек в черном свитшоте со сменными стикерами
Свитшот и сменные стикеры к 10-летию НСПК

Бережный онбординг

В IT-компании Qvant заботятся о новичках. Им помогают адаптироваться, разобраться в обязанностях и задачах. Мягко интегрируют в корпоративную культуру. В последнем помогает мерч: приветственный набор из худи, рюкзака, набора сменных стикеров, наклеек и пауэрбанка получает каждый новичок.
Приветственный подарок для сотрудника: худи, рюкзак, пауэрбанк, сменные стикеры и наклейки
Welcome-пак в Qvant
Онбординг помогает снизить текучку до 3—4%. Средний показатель по рынку — около 12%. Компания экономит ресурсы на поиск новых кандидатов, а новички быстрее адаптируются и начинают работать с максимальной эффективностью. Мерч помогает почувствовать себя своим на непривычном месте.
С фирменным мерчем
Соберите комплект
толстовки на молнии
бомберы
футболки
поло
поясные сумки
рюкзаки
шопперы
бейсболки и докеры
панамы
свитшоты
худи
Советы по созданию мерча: от идеи до реализации
Чтобы мерч получился качественным, удобным и практичным, важно подойти к его созданию ответственно. Подробно мы описали процесс в отдельной статье — читайте по ссылке.

Здесь приведем основные рекомендации.
  • Продумайте идею. Начните с вопроса «Зачем нам мерч?» — это поможет выбрать направление. Хотите повысить лояльность? Создать повод для коммуникации с клиентом? В каждом случае будет разный подход, тон, материалы и способы дистрибуции. Хороший мерч всегда про что-то: про заботу, про дух команды, про технологии, про смелость — но не про «ну чтобы было».

  • Проанализируйте аудиторию. Кто будет носить или использовать этот мерч? В каком контексте — дома, в офисе, на улице, в самолете? Что важно именно этим людям: удобство, внешний вид, уникальность, практичность, возможность кастомизации? Ответы на эти вопросы определят и формат, и стиль, и материалы.

  • Помните про качество. Лучше сделать одну вещь — но классную. Это может быть худи, рюкзак, свитшот, пауэрбанк. Главное — чтобы вещь была удобной, долговечной и желанной. Люди редко носят то, что выглядит дешево или не вписывается в их образ.

  • Вложите смыслы. Самый мощный мерч — с идеей внутри. Добавьте элементы, которые поймут только «свои»: шутки, слоганы, QR-коды с посланием, координаты офиса, важные даты. Это создает чувство принадлежности — а значит, вещь будет по-настоящему ценна.

Мерч — это больше, чем сувенирная продукция. Он тоже рекламирует компанию, но несет в себе дух корпоративной культуры, является ее частью. С помощью фирменной атрибутики можно объединять команды, транслировать ценности и даже хантить сотрудников.
не выезжая из офиса
Получите мерч вашей мечты